Место российского образования в мировой системе образования
Российские вузы и школы давно борются за достойное место на мировом рынке образования. Но как можно определить это место? Какие факторы влияют на его формирование, какое регулирующие воздействие оказывает государство для повышения конкурентоспособности российского образования? Какие имеются пути решения возникающих проблем? Эти вопросы нам предстоит рассмотреть в данной статье.
Оценить конкурентоспособность российского образования на мировом рынке сегодня не так сложно. Существует целая система рейтингов, оценивающих качество образования на разных уровнях. Различные межгосударственные организации регулярно проводят сравнительные исследования качества среднего образования в разных странах. Цель таких исследований – не только определение лидеров, но и выявление новых тенденций в образовании, как на национальном уровне, так и на мировом. Ценность подобных исследований огромна, ведь благодаря им становятся очевидными факторы, влияющие на качество подготовки учащихся. А значит, каждое государство может вносить нужные коррективы в национальные школьные программы для улучшения их качества.
МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ
Самым весомым и уважаемым рейтингом оценки качества образования в средней школе является рейтинг PISA (Programme for International Student Assessment). Данный рейтинг оценивает грамотность в чтении, математическую и естественнонаучную грамотность учеников 9 классов. Главная задача рейтинга – оценить способность учащихся применять полученные в школе знания в реальной жизни. В исследовании участвует 65 стран. По результатам последнего исследования, проводимого в 2009 году, российским подросткам удалось занять лишь 42 место по чтению, 38 – по математике и 39 – по науке.
Другим критерием оценки конкурентоспособности российского образования может выступать показатель индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), основными составляющими которого являются оценка соотношения показателей «долголетие»/»образование»/»доход». Россия по данному показателю занимает 66 место из 185 стран.
Однако самым показательным критерием конкурентоспособности российского образования является практически полное отсутствие российских вузов в глобальных университетских рейтингах. На сегодняшний день существует пять ежегодно обновляемых общепризнанных рейтингов. Прежде всего, это рейтинг Academic Ranking of World Universities (ARWU), составляемый Шанхайским университетом (Shanghai Jiao Tong University) с 2003 года. Ежегодный список лучших университетов мира предлагает британская организация Times Higher Education совместно с агентством Thomson Reuters. Компания QS составляет свою версию рейтинга (QS TOPUNIVERSITIES). В 2004 г. международное рейтинговое движение совместно с лабораторией «Cybermetrics», входящей в исследовательскую группу Центра информации и документации Национального исследовательского совета Испании, опубликовало свой рейтинг Webometrics (Web). Эта система оценивает присутствие вузов в виртуальном информационном пространстве и опирается в основном на Интернет-показатели университетских сайтов. С 2007 г. к созданию глобального рейтинга университетов подключился Совет по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования Республики Тайвань (Higher Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan), начавший публикацию своего собственного рейтинга – Performance Ranking of Scientific Papers for World Universities (PRSP).
Присутствие российских вузов в 2012 году среди 500 лучших университетов по версии указанных рейтингов (за исключением рейтинга THE, где оценивается 200 университетов) ограничено Московским государственным университетом им. Ломоносова (МГУ) и в некоторых случаях Санкт-Петербургским государственным университетом (СПГУ).
Так, МГУ в рейтинге ARWU занимал 77 место, в QS – 116, в PRSP – 241, в Web – 304 место. В рейтинге THE МГУ не представлен. Позиции СПбГУ значительно слабее. Его присутствие ограничено рейтингом ARWU, где вуз вошел в четвертую сотню, и рейтингом QS, в котором СПГУ поднялся на 251 позицию.К сожалению, присутствие российских вузов в данных университетских рейтингах на позициях ТОП-200 ограничено лишь Московским государственным университетом и иногда Санкт-Петербургским государственным университетом.
ВСЕМИРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ В ДАВОСЕ 2013
Одним из значимых мировых событий является Всемирный экономический форум в Давосе. Это одна из крупнейших в мире площадок для дискуссий на экономические темы, в которых принимают участие первые лица государства. По итогам данного форума формируется официальный отчет, основанный на данных предоставляемых странами-участниками. По данным этого отчета в 2013г. Российская система образования занимает 86 место, а по уровню доступности интернета в школах – 70 место.
Данная ситуация во многом обусловлена низким уровнем инновационной культуры. На сегодняшний день в нашей стране приходится всего 5,4 зарегистрированных патента на 1млн. человек. Что в 57 раз ниже показателей страны-лидера Швеции, где на 1 млн. человек жителей приходится 300 зарегистрированных патентов в год.
Очевидно, что на сегодняшний день российское образование оказалось неконкурентоспособными на мировом рынке образования. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. И прежде всего, как улучшить позиции нашей страны? К сожалению, за последние годы позиции российских вузов значительно сократились. С 2005 года российские вузы потеряли до 30-40% рейтингов. На фоне данных событий Президентом нашей страны в 2012г. была поставлена задача: к 2020 году 5 РФ вузов должный войти в ТОП-100 мировых рейтингов. (указ Президента РФ №599 от 07.05.12).
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Одну из наиболее важных ролей в повышении уровня образования играет школа и дошкольное образование. На сегодняшний день особо остро стоит вопрос модернизации именно среднего образования в России, с целью повышения эффективности обучения.
Перед современной школой стоит ряд важных проблем. Прежде всего это:
- отсутствие условий для ранней самореализации и самоопределения учащихся;
- несоответствие запроса современного общества и рынка содержанию образовательного процесса, что приводит к необходимости дополнительного образования, дополнительной нагрузке на ученика;
- устаревшая ресурсная база и неэффективное использование существующей базы.
Прежде всего, для повышения качества образования в школе необходим комплексный системный подход прогнозирования и планирования, основанный на стратегии развития мировой экономики, научно-технического прогресса и прогнозах рынка. Необходимо внедрение инновационных управленческих решений, на ранней стадии выявлять и развивать таланты, как среди учащихся, так и преподавателей. Необходимо создание эффективной программно-аппаратной среды и инфраструктуры, основанной на достижениях современной науки и техники.
Одним из направлений деятельности компании ООО «Центр школьной комплектации» является разработка новых средств обучения, создание комплексных решений для учебного процесса с тем, чтобы сделать его более эффективным и интересным. Также мы занимаемся отбором, адаптацией и локализацией в России учебных программ и оборудования от ведущих мировых производителей, и наиболее эффективные из них делаем доступными для российских школ. Мы стремимся к тому, чтобы предлагаемые нами решения создавали эргономичную среду для развития способностей учащихся, их самоопределения, а также делали процесс обучения более эффективным и интересным.
В заключение я бы хотела отметить, что уровень культуры и образованности населения страны в целом напрямую зависит от успешности, эффективности и сопряженности системы образования, поэтому динамичное развитие образовательной системы является залогом и успешного экономического развития государства.
Ахромеева Татьяна
руководитель отдела маркетинга
ООО "Центр школьной комплектации"