Повышение эффективности образовательных процессов с использованием ИКТ с учетом особенностей восприятия современных школьников

Современный Мир неразрывно связан с информационно-коммуникационными технологиями. Практически каждый ребёнок сталкивается с ними повсюду в повседневной жизни. Сотовый телефон, плеер, компьютер, игровая приставка, электронная книга, цифровой фотоаппарат – вот самые распространённые примеры того, насколько всё это стало совершенно привычным и даже банальным. Соответственно, окружающий Мир в восприятии школьника неразрывно связан со всеми этими технологическими инструментами, равно, как вариативным программным обеспечением и Интернет-ресурсами. В связи с этим, сознание ребёнка вполне логично и без проблем принимает нечто новое, тесно интегрированное с привычными информационно-коммуникационными элементами. Эта особенность восприятия, в том числе, эффективно используется в современной сфере образования, куда постоянно интегрируются подобные решения. Вроде бы – всё логично и прогрессивно, однако, не так всё просто. К сожалению, даже «напичканный» сверх всякого предела информационно-коммуникационными технологиями класс, вовсе не гарантирует достижения желаемого, да ещё и комплексного эффекта. Более того, подобная интеграция может даже не оставить уровень успеваемости на прежнем уровне, а снизить. Почему так происходит? Всё просто – во многих случаях школа идёт здесь по деструктивному пути прогресса ради прогресса, не имея сколько-нибудь внятной концепции не только Единого информационного образовательного пространства, но и конкретной предметной области. Результат получается предсказуемо отрицательным – учитель пытается хоть как-то приспособить закупленное оборудование под свой урок, а не привлекает сюда действительно актуальные элементы. И всё, конечно же, идёт насмарку, хотя, со стороны, вроде как, можно наблюдать великолепно оборудованное самыми передовыми решениями помещение, в котором, как кажется, дети могут учиться с максимально возможными комфортными условиями и отдачей. Ряд передовых компаний давно осознал деструктивность подобных подходов и исходит из обоснованной интеграции и адаптации информационно-коммуникационных технологий под конкретные потребности отдельно взятой школы. Конечно, это не соответствует принципу универсальности и «уравниловки», но зато даёт максимальный образовательный эффект, сопряжённый с планомерным повышением уровня информационной культуры всеми участниками образовательных процессов. Всестороннее исследование объекта внедрения, учёт региональных, конструктивных и прочих особенностей конкретной школы, непременное внимание к методической и педагогической составляющим (в том числе, авторским разработкам) – вот принципы, на которые основывается в своей деятельности уже более 16 лет Центр школьной комплектации. К этому стоит прибавить огромный опыт в рассматриваемой области, масштабируемость и заложенное в концепцию перспективное развитие предложенного решения, сотрудничество с разноуровневыми региональными образовательными учреждениями и ведущими отечественными и зарубежными учебными центрами / экспертами. Здесь присутствует ещё одна особенность, неразрывно связанная с интересом ребят к теме информационно-коммуникационных технологий – интерес к новому, необычному и не столь банальному, как тот же сотовый телефон или цифровой фотоаппарат. С учётом этого, уже упоминаемый Центр школьной комплектации, вносит в свои концепции необходимые для конкретной предметной области актуальные инструменты, которые вызывают явно выраженный познавательный рефлекс именно в стенах школы и, как правило, оказывается недоступен в обычной жизни. Например, уникальный микроскоп SCHOOLGEARVIZIO, имеющий эксклюзивный 9-дюймовый LCD-дисплей, увеличивающий объекты в 1360 раз, универсально ориентированный на прозрачные и непрозрачные объекты, обладающий расширенными мультимедийными возможностями и максимальным арсеналом коммуникаций с другими устройствами. Подобный инструмент буквально незаменим в учебной, экспериментальной и факультативной деятельности во многих предметных областях – например, в биологии, физике и химии. Вот то, что, помимо уникального образовательного эффекта, позволит точно заинтересовать учащихся, заставить исследовать, экспериментировать и ассоциировать школу вовсе не со скучными учебниками, монотонным голосом преподавателя и компьютером, который явно уступает по техническим характеристикам тому, что стоит у большинства дома. Вот она – уникальная синергия вовлечения, максимального образовательного эффекта и сопряжения не просто с планомерным повышением уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса, но и прогрессивное знакомство с новинками индустрии. Но и этого, разумеется, мало – не хватает личностного фактора, на который, в том числе, делает упор Центр школьной комплектации. Создаваемые им уникальные и логичные концепции обязательно затрагивают и индивидуальные информационно-коммуникационные средства учеников, эффективно вовлекая их в образовательные процессы. Словно не просто частичку своего сознания и души, но и нечто гораздо более осязаемое, но важное вкладывают ребята в такие школьные занятия и это не может не вызывать всестороннюю прогрессивную отдачу. Интеграция же всего сказанного в Единую информационную среду образовательного учреждения, оказывает максимальный эффект и позволяет говорить о действительно современной школе. Таким образом, несомненно, только сбалансированное воздействие / учёт всех возможных факторов, может принести максимальный образовательный и расширяющий кругозор эффект, что, собственно, и является предсказуемой целью обучения в школе. Именно она вполне достижима и даже предсказуема, когда за оснащение современной школы берутся профессионалы, помимо всего прочего, оставляющие традиционно главенствующее место учителю и создающие все условия, в которых ему можно максимально раскрываться и совершенствоваться. При этом, конечно, построенные по этому принципу Единые информационные образовательные пространства создают уникальную среду, затрагивающую не только преподавателя, администрацию школы и учащегося, но и родителей. Это позволяет максимально расширить возможности и грани прогрессивного взаимодействия, основанные на актуальных принципах доверия, партнёрства, вовлечённости, заинтересованности и прогрессивного сотрудничества. Кроме того, именно такие подходы позволяют не оставить в стороне никого – в том числе, не только людей с ограниченными возможностями здоровья, но и просто заболевших учеников. А это, в свою очередь, можно с полным основанием назвать именно современным подходом к сфере образования, уважающим и ориентированным на личность и удовлетворение всех её вариативных образовательных потребностей максимально доступными информационно-коммуникационными средствами.


Гольцов Кирилл 
Руководитель IT-проектов 
ООО "Центр школьной комплектации"

Возврат к списку