Преломление опыта Скандинавских стран на развитие сферы образования в России: аналогии, уроки, настоящее и будущее
Прогресс в области современных образовательных процессов основывается на принятии и адаптации к условиям конкретной страны успешного передового опыта других государств и наоборот. Это обеспечивает актуальную преемственность, развитие и оттачивание оптимальных подходов к образовательным процессам, в том числе, путём эффективного взаимодействия, что позволяет исключить прогресс ради прогресса, направив его исключительно в созидательное русло эволюции. Наиболее успешными здесь зарекомендовали себя проекты, реализуемые странами, близкими по географическому положению, менталитету и другим основополагающим факторам. Как правило, они требуют минимальной адаптации и обеспечивают максимально комфортное взаимодействие всех участников, в чём часто и кроется основа успешности внедрения конкретной инновации. Особенно важно здесь быть объективными, самокритичными и смотреть на ситуацию со всех уровней – органов управления образованием, администрации учебного заведения, педагогов, учащихся и родителей. Кроме того, самое хорошее начинание неизменно базируется на комплексном подходе, и часто вообще может быть реализовано только в этих рамках. К сожалению, это порой не принимается во внимание, что приводит к регрессивным последствиям в очень актуальной и востребованной теме, не позволяя ей развиваться в соответствии с современными тенденциями.
Принимая во внимание всё сказанное, одна из ведущих отечественных компаний в рассматриваемой области – «Центр школьной комплектации» на протяжении уже 15 лет ведёт разностороннюю научно-исследовательскую и внедренческую деятельность, сотрудничая с ведущими российскими и зарубежными школами, экспертными сообществами, учебными центрами и органами управления образованием. Совместно реализуемые проекты, благодаря разветвлённой сети филиалов «Центра школьной комплектации» по РФ, позволяют проводить максимально объективные масштабируемые региональные апробации и полноценно адаптировать передовой отечественный и зарубежный опыт для гармоничного развития сферы образования в нашей стране и Мире. Сферой интересов, миссией «Центра школьной комплектации» является реализация всего лучшего в области образования на территории РФ, где особое внимание предсказуемо сосредоточено на Скандинавских странах. В частности, здесь особо тесная кооперация осуществляется со сферой образования Финляндии, и на это есть весомые причины.
Что представляет собой современная скандинавская школа? Территорию, ориентированную на максимально эффективное, комфортное и индивидуализированное получение знаний. Здесь всё начинается с проекта здания школы, который должен учитывать даже такие нюансы, как ландшафт местности, стороны света, экологичность и безопасность материалов внешней / внутренней отделки, максимально эффективно организовывать внутреннее пространство для осуществления основного процесса обучения, факультативной, секционной и иной творческой деятельности.
Всё это достигается оригинальной планировкой, высокими потолками, обилием окон и множеством моделируемых под требуемые масштабы пространств, превращая привычные классы в необыкновенные творческие студии, легко изменяемые под конкретные цели. Кроме того, в зону интенсивного обучения и творчества превращается вся территория учебного заведения, включая пришкольную территорию, предоставляя здесь фактически неограниченные возможности для контролируемого самовыражения и индивидуализации, благодаря разветвлённому использованию современных информационно-коммуникационных технологий. И всё это даже эстетически прекрасно, в том числе, удачно решая даже такие бытовые моменты, как комфортный вход и выход из школы, когда каждый класс имеет свой собственный подъезд, что ещё и повышает безопасность при необходимости срочно покинуть стены школы в случае возникновения чрезвычайного происшествия.
Особое внимание следует обратить на получающие сейчас всё большее развитие в РФ «умные» системы. Они позволяют, с одной стороны, максимально комфортно учиться, беречь зрение и осанку, не отвлекаться на бытовые моменты, а с другой – неизменно иметь под рукой все необходимые инструменты для сопровождения не только традиционных образовательных процессов, но и вариативных мероприятий в рамках образовательного учреждения. Системы «умный дом» - это всесторонний контроль над оптимальным освещением, комфортным климатом и даже робототехническим клининг-оборудованием. Они сразу погружают учащегося в обстановку, однозначно настраивающую на познание нового, перспективного и столь удобного, интуитивно понятного и востребованного. Как иначе стремиться к чему-то лучшему и прогрессивному, если нет возможности познакомиться с тем, что уже есть в этой области и на собственном опыте оценить актуальность? А ведь в современной и перспективной школе всё должно буквально «кричать» об этом! Приходит ученик в класс, а там его ждёт самая настоящая «умная аудитория», где помимо систем «умный дом», вместо привычного стола учителя, стоит интерактивный подиум, рабочее место школьника оборудовано программно-техническим комплексом, традиционную доску заменила интерактивная, ответить можно с помощью удобных пультов для голосования, 3D-проектор и интерактивный пол способны мгновенно перенести в виртуальную реальность темы урока, а уникальный микроскоп позволит рассмотреть объект в прямо-таки невероятном увеличении.
И это вовсе не сюжет из фантастического фильма, а та реальность, в которой уже кто-то давно полноценно живёт и учится. А, раз так, то это должны быть, по мнению «Центра школьной комплектации», в том числе, и наши соотечественники.
Во всём Мире в сфере образования уже давно и с успехом применяются различные «облачные» решения, представляющие собой программные средства, размещённые на удалённом сервере и круглосуточно доступные из любого места, где есть доступ в глобальную сеть Интернет. Помимо того, что они позволяют создавать электронные документы, таблицы, презентации и хранить произвольные данные, есть возможность открыть к ним публичный или доступ ограниченного числа людей, разрешить править, комментировать и дополнять. Иными словами, например, привычная презентация превращается таким образом в самую настоящую актуальную интерактивную и творческую среду. К сожалению, в России мало кто пользуется подобными сервисами, популяризацией чего, в том числе, занимается «Центр школьной комплектации». Даже электронные дневники, разнообразные образовательные порталы и сообщества учителей, по ряду причин, не используются и вполовину эффективно, как мог ли бы, и уже прогрессивно делают это наши зарубежные коллеги. Привить не просто определённый уровень информационной культуры, но и актуальную сопряжённость «облачных» технологий с повседневной деятельностью образовательного учреждения в целом и конкретного учителя / класса в частности – одна из актуальных задач, которую в настоящее время решает «Центр школьной комплектации». Это реализуется тематическими проектами, в том числе, связанными с повышением квалификации преподавательского и административного коллектива школ, что уже приносит свои предсказуемо прогрессивные плоды по интеграции инновационных программно-аппаратных технологий в традиционные образовательные процессы.
Сами образовательные методики и технологии, так же, как и всё остальное, должны быть максимально ориентированы на индивидуализированную, доступную возможность получения учащимся всего необходимого спектра знаний. Но это, ни в коем случае, не может быть реализовано просто отдельным процессом, а обязано гармонично сочетаться с идеологией архитектуры учебного заведения, правилами внутреннего распорядка, логично / оправданно дополнять и способствовать друг другу для решения поставленных актуальных задач. Только тогда можно реализовать, например, широко практикуемый в финских школах принцип, когда учащийся, продемонстрировавший хорошее поведение и прилежание, может, с разрешения педагога, выполнять задание урока не в классе, а в произвольном месте на территории школы, где будет чувствовать себя максимально комфортно. Для этого достаточно воспользоваться мобильным устройством, что позволит не только послать учителю результаты работы в конце урока, но и оставаться полноценным участником образовательного процесса с оставшимися в классе ребятами. Ученик может в любой момент подключиться к видеотрансляции занятия и передать / получить произвольные данные.
Реализацией всего описанного выше и многого другого, адаптированного под условия РФ и вбирающего в себя лучший отечественный опыт, занимается «Центр школьной комплектации», видя школу будущего в Едином информационном образовательном пространстве учебного заведения, ориентированном на максимальное решение всех возможных текущих и перспективных задач, способствующих оптимальным подходам к получению знаний, расширению кругозора, индивидуализации, сопряжению с планомерным повышением уровня информационной культуры, гармоничному формированию творческой, духовной и физической составляющей современной полноценной личности. А использование специальных программно-аппаратных средств сделает полноправными участниками всех этих актуальных процессов не только людей с ограниченными возможностями здоровья, но и просто приболевшего и оставшегося дома или находящегося в другой стране ученика.
«Центр школьной комплектации» выстроил и планомерно реализует собственную концепцию «школы будущего», ориентированную на самое передовое, что есть сегодня в Мире в сфере образования. Индивидуальный подход к каждому проекту, инновационная архитектура, уникальные материалы для внутренней и внешней отделки помещений, эстетичность и эргономичность, полноценная реализация всех элементов «умного дома», методическая и актуальная программно-аппаратная часть, являющиеся неотъемлемым элементом Единого информационного пространства «школы будущего» - вот тот идеал, к которому стремится «Центр школьной комплектации» для российских образовательных учреждений. Здесь же особое внимание уделяется альтернативным источникам питания, всем видам безопасности нахождения на территории школы и контроля, как со стороны администрации, так и родителей путём использования вариативных электронных сервисов и оповещений на мобильные устройства. Кроме того, в проекты изначально закладываются вариативные возможности дальнейшего прогресса, в соответствии с появлением новых образовательных тенденций, что позволяет неизменно гибко реагировать на всё то, что ждёт школу в будущем. А развитие таких актуальных направлений, как методическая работа по планомерному повышению квалификации педагогов, в том числе, в области современных «облачных» решений и внедрение в образовательные процессы «электронных портфолио» позволяют совместными усилиями педагогов, учеников и администрации строить на базе «школы будущего» будущее великой и прогрессивной России.
Несомненно, сфера образования является одним из самых актуальных направлений развития любого общества, формируя «кадровый резерв» тех, кто уверенно и перспективно поведёт государство в будущее. Каким оно будет – это зависит не только от сегодняшних школьников и учителей, а, в первую очередь, от тех, кто глобально формирует современную и перспективную образовательную среду РФ. Речь идёт, как о материальной базе, так и методической, идеологической, программно-аппаратной и кадровой составляющей. Об этом стоит помнить и уделять неизменно первостепенное внимание. Именно на это ориентирована деятельность «Центра школьной комплектации», который уже более 15 лет осуществляет свою миссию, направленную на максимальное развитие потенциала будущего России, путём формирования для этого всесторонне оптимальной образовательной среды, неизменно ориентированной на личность и прогрессивное развитие.
Гольцов Кирилл
Руководитель IT-проектов
ООО "Центр школьной комплектации"