Проблема-2013: энергоаудит в бюджетных организациях
Сегодня вопросы энергоэффективности и энергосбережения занимают важнейшее место в мировой экономике. Европейский союз уже более 25 лет успешно реализует соответствующую программу. В России такая программа осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Юлия Викторовна СУРИЛОВА, генеральный директор Центра инновационных исследований и разработок
В соответствии с положениями Закона № 261-ФЗ энергетический аудит является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц; организаций, в структуру которых входят государственные и муниципальные образования. Вместе с бюджетными учреждениями они обязаны провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года включительно. Когда разрабатывался и принимался данный закон, казалось, что времени на это более чем достаточно. Однако в субъектах РФ и муниципалитетах явно не форсировали процесс. А некоторые руководители до сих пор не знают о существовании этого закона, об обязательстве делать энергетические обследования и о сроках их проведения, тем более что средств на энергоаудит в структуре соответствующих бюджетов на 2012 год, как правило, не заложено.
В случае комплексного подхода к проведению энергоаудита, например в муниципальном образовании, ситуация осложняется тем, что в соответствии с Законом № 94-ФЗ необходимо проводить аукцион. Во-первых, сам аукцион является длительной процедурой. Во-вторых, нередко происходит подмена понятий в предмете аукциона — энергоаудит заменяют программой энергосбережения. Особенность энергоаудита в том, что он содержит в себе документальное, инструментальное обследование зданий и программу энергосбережения. Результатом энергоаудита должен быть энергетический паспорт, который проверяется СРО и утверждается в Министерстве энергетики РФ. В-третьих, отсутствие ориентиров в тарифном регулировании способствует тому, что под видом энергетического обследования самозваные энергоаудиторы за 10–15 тыс. руб. в лучшем случае проводят поверхностный осмотр здания. Паспорта, выдаваемые такими аудиторами, никто не поставит на учет в Едином государственном реестре, поскольку ни экономическую эффективность предлагаемых мероприятий, ни потенциал энергосбережения определить на основании подобной документации невозможно.
Кроме того, в соответствии со сложившейся практикой энергообследований сроки выполнения государственного заказа на энергоаудит бюджетных учреждений напрямую привязаны к срокам отопительного сезона. Это тоже нужно учитывать при составлении аукционной документации или заключении договоров. Такие сроки не превышают пяти-шести месяцев в году, а в регионах с теплым климатом и того меньше. Таким образом, в настоящий момент энергоаудит представляется ярко выраженной сезонной работой. С учетом ограниченного количества организаций, специализирующихся на проведении энергоаудита, удовлетворить резко увеличившийся спрос на их услуги практически невозможно. Разумеется, это утверждение верно в том случае, если речь идет о качественном выполнении энергоаудита, а не об обследовании, проведенном исключительно на бумаге.
Настоящий комплексный энергоаудит проводится бригадой специалистов (инженеров-электриков, теплотехников, экономистов), прошедших специальную подготовку, имеющих практический опыт и обладающих навыками работы с соответствующими приборами. Компания, проводящая обследование, должна быть зарегистрирована в СРО. Ошибочно мнение, что штатный энергетик, прошедший обязательные курсы повышения квалификации, может провести энергообследование. Он может проконтролировать выполнение программы энергосбережения, но выдавать паспорта не входит в его полномочия. Квалификация специалистов и комплектация приборного парка, естественно, влияют и на стоимость энергоаудита. В действительности она может составлять, по экспертным оценкам, примерно 100 тыс. руб. за здание площадью до 2000 квадратных метров (в зависимости от региона).
Для сравнения: в соответствии со ст. 9.16 Закона № 261-ФЗ за несоблюдение организациями с участием муниципального образования или государства или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения на юридических лиц может быть наложен административный штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб., на должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб. А за несоблюдение сроков проведения обязательного энергообследования (до 1 января 2013 года) организация рискует заплатить до 250 тыс. руб. Как видим, несоблюдение требований закона может оказаться более накладным для бюджета, нежели проведение серьезного комплексного обследования.
Что касается способов финансирования, то муниципальные образования надеются на финансирование из региональных бюджетов, бюджеты субъектов Российской Федерации строятся в расчете на софинансирование муниципальных образований, а в целом все рассчитывают на федеральный бюджет, возможности которого небезграничны. Проблема в том, что более 90 % средств на финансирование программ по энергосбережению в соответствии с распоряжением Правительства РФ планируется привлечь из внебюджетных источников, которые еще необходимо найти.