Школа будущего: сегодня и завтра

Школа будущего: сегодня и завтра ООО «Центр школьной комплектации» представляет своё видение будущего развития образования, направленного на максимально гармоничное развитие личности и эффективную интеграцию в тенденции перспективного развития социума. Примечательно, что все предлагаемые решения в полной мере или с минимальной адаптацией, могут быть в полной мере реализованы и на всех остальных уровнях образования – в детском саду, колледже, вузе или в дополнительном профессиональном образовании. Для удобства восприятия материала, информация поделена на логические разделы по направлениям: 
1. Электронное обучение – комплекс ИКТ-средств, полноценно эмулирующих традиционные образовательные процессы в виртуальной среде. 
1.1 Дистанционные технологии 
В настоящее время на рынке присутствует множество платформ и программ, позволяющих учителю быстро и удобно создавать на базе собственных разработок электронные образовательные ресурсы, применимые в дистанционном обучении. К сожалению, это разнообразие приводит к тому, что отсутствует универсальность и единство подходов, а так же публичный доступ к большинству подобных курсов, что недопустимо в школе будущего. Мы видим развитие этого актуального направления в единой масштабируемой платформе, мультиформатности ресурсов, которыми можно в ней пользоваться и открытости данных для всех. 
1.2 Вебинары 
Популярное коммуникативное направление, преимущественно реализованное сейчас в рамках двусторонней связи с плохим качеством видео / звука и ограниченными возможностями обмена данными. ООО «Центр школьной комплектации» видит будущее за неограниченным количеством участников вебинаров, качественным видео / звуком и эффективными универсальными инструментами для обмена данными и совместной работы с ними в режиме реального времени.
1.3 "Облачные» решения" 
В современном обществе пока присутствует непонимание, а, в ряде случаев, и неприятие этого перспективного и удобного направления развития программных решений. А присутствующие минимальные реализации, чаще всего, оказываются уделом специфического и ограниченного применения. Мы видим будущее, построенное именно на «облачных» решениях, позволяющих эффективно учиться и вариативно взаимодействовать практически в любом месте. 
1.4 Учебник, дневник, журнал, библиотека 
Сейчас представлены преимущественно, как точные копии бумажных носителей. Школа будущего подразумевает полноценные мультимедийные реализации, позволяющие максимально индивидуализировать предметные области (например, «маршруты» в электронном учебнике). 

2. Электронная школа 
2.1 Программное обеспечение 
В современной школе присутствуют лишь отдельные элементы, как правило, не связанные даже в единое информационное образовательное пространство конкретного класса. ООО «Центр школьной комплектации» видит будущее в полноценных комплексных программных разноуровневых реализациях на базе единого информационного образовательного пространства – класса, школы, региона, страны. 
2.2 Предметные кабинеты 
Представлены преимущественно традиционными решениями с отдельными ИКТ-дополнениями специфическими элементами предметных областей. Мы видим классы будущего, базирующиеся на информационно-коммуникационных устройствах, доукомлектованные ИКТ-составляющими предметных областей и объединённые в единое информационное образовательное пространство школы. 
2.3 Смарт-карты 
Реализованы в формате отдельных апробаций, преимущественно связанных с проходом в учебные заведения. ООО «Центр школьной комплектации» видит будущее за полноценным комплексным использованием смарт-карт, позволяющих отслеживать все перемещения учащегося в рамках школы и на прилегающей территории, а также служащими универсальным средством расчёта за услуги в образовательном учреждении. 
2.4 Образовательные порталы / сообщества / среды 
Очень большое количество решений, но из-за редкого обновления и неполноценной поддержки являющихся малоэффективными образовательными инструментами. Мы понимаем этот неотъемлемый элемент школы будущего в контексте полноценных актуальных решений. 
2.5 Центры общественного доступа 
Сейчас, в лучшем случае, представляют собой право воспользоваться компьютером в кабинете информатики в строго определённое время и не всегда с выходом в Интернет. ООО «Центр школьной комплектации» считает это направление очень важным для полноценного диалога в виртуальной среде и рассматривает в формате отдельных помещений с современными компьютерами, доступом в Интернет и компетентным помощником для всех категорий граждан. 

3. Современный урок 
3.1 Форматы, общественная жизнь 
Присутствует усреднённый подход с элементами индивидуализации (например, «маршруты» в электронных учебниках). Мы видим будущее за максимальной индивидуализацией в рамках группы и сопряжённостью не только с планомерным повышением уровня информационной культуры, но и активном участии в общественно-культурной жизни образовательного учреждения. 
3.2 Цифровые лаборатории и эмуляторы 
Сейчас распространены минимально, в основном, в формате тематического программного обеспечения. Школа будущего немыслима без использования полноценных моделей, позволяющих максимально безопасно и эффективно освоить текущие и перспективные производственные подходы / процессы.  
3.3 Профессиональная ориентация 
В настоящий момент, к сожалению, сотрудничество школ и производственного сектора, заинтересованного в перспективных молодых кадрах, не имеет широкого распространения. Даже, если это имеет место, взаимодействие проистекает в формате редких экскурсий. ООО «Центр школьной комплектации» видит будущее за максимальным и разноформатным сотрудничеством с производственными структурами, освоенный на освоении современных операций, в том числе, удалённо / виртуально. 
3.4 Безопасный Интернет 
Сейчас реализован в основном проводным способом и содержит много вариаций «фильтров» для доступа школьников к безопасному содержимому глобальной сети. По большей части они выражают субъективное мнение отдельной группы экспертов и не способны быстро реагировать на стремительное развитие и изменение ресурсов Интернета. Школа будущего предоставит безграничные возможности беспроводного доступа к глобальной сети всем участникам образовательного процесса и предложит универсальный интеллектуальный фильтр содержимого, с возможностью, при необходимости, настройки «исключений». 
3.5 Интерактивные средства 
Доски / панели, проекторы / экраны, цифровые лаборатории, пол, стены и пульты голосования в настоящее время широкого представлены в школах. ООО «Центр школьной комплектации» видит будущее за дальнейшим развитием этих и других интерактивных средств / направлений, позволяющих сделать образовательный процесс максимально эффективным. При этом, конечно, имеются в виду обоснованные и апробированные решения, служащие прогрессу на пути к основной цели, а не прогрессу ради прогресса. 

4. Факультативная деятельность 
4.1 Виртуальные музеи и экскурсии 
В настоящее время реализованы в формате текстовых сайтов с мультмедийными элементами – фотографии и короткие видеоролики. Школа будущего подразумевает виртуальные детализированные экскурсии в любую точку Мира с использованием модулей запахов, капель и иных спецэффектов. 
4.2 Творческие мастерские 
Сейчас сохраняют классическое направление с минимальным использованием средств ИКТ. Мы видим будущее за полноценным развитием творческого потенциала на базе информационно-коммуникационных технологий, сопряжённых с планомерным повышением уровня информационной культуры. 
4.3 Спорт и здоровье сберегающие технологии 
Традиционны для школы с минимальной ИТ-составляющей. ООО «Центр школьной комплектации» выступает за эффективную интеграцию этих важнейших направлений с информационно-коммуникационными технологиями – диагностика, обучение, контроль, сопряжение и инновационность. 

5. Технологии 
5.1 Виртуальная реальность и 3D 
Сейчас в школах иногда применяются лишь отдельные элементы – принтеры, очки, экраны. Мы видим будущее за эффективной интеграцией технологий виртуальной реальности и 3D в образовательные, факультативные и административные области. 
5.2 Антивандальность, всепогодность 
Представлены в формате Info-киосков и единичных «экстремальных» экземпляров, ориентированных на конкретную область – например, влагозащищённость. Школа будущего не просто возьмёт на вооружение ИКТ-средства, позволяющие обеспечить максимально безопасные условия эксплуатации в любых условиях, но и подразумевает гармоничную совокупность тематических воспитательных и технических подходов. 
5.3 Комплексные системы «умный дом» 
Преимущественно традиционные элементы, требующие больших энергетических и материальных затрат. Часто содержат потенциально опасный фактор влияния на здоровье учащихся и педагогов. ООО «Центр школьной комплектации» выступает за массовое применение исключительно безопасных, экономичных, эффективных и интеллектуально понятных решений. 
5.4 Альтернативные источники энергии 
Практически не применяются. Иногда присутствуют отдельные элементы, решающие только факультативные задачи. В школе будущего они получат широкое и разностороннее применение для решения конкретных практических задач. 

6. Комплексные системы безопасности 
Пожарная охрана, информационная, экологическая и антитеррористическая защита, общественный порядок, защита от преступлений, направленных против личности / имущества, SOS-панели / кнопки – разрозненные элементы современного учебного заведения. ООО «Центр школьной комплектации» видит будущее за их непременной комплексностью, взаимосвязанностью и интеграцией в единую информационную образовательную среду учебного заведения. Наряду с этим подразумевается развитие сервиса дистанционных оповещений и создание на базе школ ситуационных центров, помогающих принимать максимально оправданные управленческие решения в любой экстремальной ситуации. 

7. Перспективы 
7.1 Электронное портфолио 
Только на уровне редких апробаций, даже в рамках которых нет более-менее комплексных и системных реализаций. В школе будущего электронное портфолио станет эффективным элементом единого информационного образовательного пространства, сопряжённым как с другими уровнями образования, так и потенциальными работодателями. 
7.2 Дублёры / кадровый резерв 
Сейчас в учебных заведениях практически не применяется. ООО «Центр школьной комплектации» видит будущее за полноценной преподавательской, административной и самодеятельной деятельностью школьников. 
7.3 Интеграция с инновациями 
В современной школе, несмотря на стремительную информатизацию, основой продолжают являться традиционные подходы и применение устаревшей материально-технической базы. В школе будущего непосредственно в образовательных процессах, будут применяться и апробироваться преимущественно инновационные средства, позволяющие в полной мере подготовить людей завтрашнего дня. 
7.4 Для людей с ограниченными возможностями здоровья 
На настоящий момент, минимальны и практически целиком сводятся к вопросам передвижения и размещения в пределах школы / класса колясок. Мы видим будущее за решениями, охватывающими все аспекты, связанные с нахождением в школе и на прилегающей территории людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие им чувствовать себя, как минимум, на уровне обычных учащихся. 
7.5 Повышение квалификации 
Преимущественно традиционное и учитывающее лишь отдельные (как правило, презентационные) элементы информационно-коммуникационных технологий. ООО «Центр школьной комплектации» видит перспективное повышение квалификации, помимо остающейся неизменной педагогической составляющей, основанным на овладении навыками полноценного управления компьютерным классом и взаимодействия с ИКТ-элементами конкретной предметной области. 

ООО «Центр школьной комплектации» делает всё, чтобы образовательные учреждения завтрашнего дня начинали становиться реальностью уже сегодня. Это посильная и актуальная задача, которую мы способны эффективно решить для современного социума. Давайте сделаем школу будущего вместе!

Гольцов Кирилл
Руководитель IT-проектов
ООО "Центр школьной комплектации"

Возврат к списку